Внимание: ведутся работы по обновлению этой статьи!

Рождение тартана

Кельты ткут тартановые твилы более трёх тысяч лет.

Довольно громкое заявление, неправда ли? До относительно недавнего времени большинством историков, академиков и комментаторов считалось, что тратан это изобретение жадных коммерсантов XIX-XX веков, жаждущих набить свои кошельки. Ходили лишь слухи о гораздо более раннем их происхождении, но они оставались неподтверждёнными, пока Элизабет Барбер, американский археолог и историк тканей не исследовала мумии из Урумчи. Эта работа вывела на свет безупречные археологические доказательства. Иллюстрации для этой статьи нагло потырены из её книги "The Mummies of Ürümchi" (ISBN 0-393-04521-8).

Когда старейшие из найденных тел легли в пески Таримского бассейна, около двух тысяч лет до н.э., Египетские пирамиды стояли уже полтысячелетия, но до наиболее известных фараонов - Рамзеса II и Тутанхамона - оставалось ещё примерно столько же; греки ещё не появились в Греции, а римляне в Италии; китайцы ещё не научились использовать металл, но уже вовсю одомашнивали шелкопряда, который позже даст имя величайшему караванному пути, который пройдёт как раз там, где были найдены эти мумии.

Представляется, что эти люди по лицевому типу не были ни китайцами, ни монголоидами, они отчётливо выглядят, как европеоиды с высокими носами, глубокими круглыми глазницами, светлыми волосами, а мужчины - ещё и с тяжёлыми бородами. Раскопать китайцев в Центральной Азии второго тысячелетия до н.э. никто особо и не ожидал, но вот почему это не монголоиды? Археологами и лингвистами считалось, что монголоиды "всегда" целиком заселяли эти территории. Также, Центральная и Северная Азия считались родиной алтайской языковой группы, включающей монгольский, различные тюркские и тунгусские языки. Найти же здесь европеоидов было сюрпризом.
Причём, сами эти мумии, по сравнению со сморщенными и почерневшими египетскими, выглядят почти, как живые. Явилось ли это результатом особой техники мумификации или просто естественного осушения, неизвестно. Однако, и в Египте, и в Урумчи вместе с телами прекрасно, как нигде более, в большом количестве сохранились и ткани.
В то время, как искусные египтяне массово производили белый лён, крестьяне Таримского Бассейна ткали и носили одежды ярких цветов, сохранившихся с поразительной живостью. Более того, ткани, как минимум, из одного азиатского поселения удивительно похожи на необычные твилы, найденные в единственном месте в Европе, где хорошо сохранились древние артефакты, - соляных копях Бронзового века в Хальштатте и Хальляйне, в Альпах близ Зальцбурга. При этом австрийские пледы были изготовлены предками кельтов.
Примерно в трёхстах милях от Урумчи, в месте, которое местные называют Красная Горка (Qizilchoqa), в 1979 году археологи нашли древнее кладбище с сохранившимися мумиями. Так же, как и в Урумчи, эти люди были индоевропейцами, однако ткани, найденные при них, сильно отличались урумчийских. Преобладающим типом ткани был обычный диагональный твил с широкими и узкими полосами разных цветов - как в основе, так и в утке, образующие довольно сложные узоры. Так же, как в шотландских килтах. Более того, она и на ощупь, и по плотности такая же, даже несмотря на свой возраст. Кроме пледов, были найдены и другие предметы одежды, также сшитые из тартановой ткани. Например, нечто напоминающее жилет или фуфайку из пятицветного тартана, сшитого голубой ниткой и украшенного по краям плетёными шнурами. С пуговицами, обтянутыми той же голубой шерстью.
Ещё одним сюрпризом стало то, что тохарский язык, на котором говорили жители Таримского бассейна, принадлежит к той же западной ветви индоевропейских языков, что и все кельтские. В отличие от языков ближайших соседей - индоиранских, принадлежащих к восточной ветви.
Всё это вместе взятое уже трудно считать простым совпадением.




Так что же такое тартан?

Никто не может сказать, когда день
превращается в ночь, но все знают 
разницу между днём и ночью.         
Edmund Burke (1729 – 1797).



Примерно так же и с тартаном – в том смысле, что никто не может сказать, когда клетка становится тартаном, но каждый знает разницу! Давайте начнём с объяснения Джэми Скарлета:

Тартан соткан из нитей, пересекающихся под прямым углом, поэтому узор, получающийся в результате (sett), имеет прямоугольную форму. Он состоит из последовательности полос, которые, несмотря на то, что исключения нередки, обычно: во-первых, одинаковы как для основы ткани, так и для утка, во-вторых, описываются как полупериод по одному из направлений, повторяющийся далее в обратном порядке вдоль и поперёк ткани так, что каждый полупериод рисунка является зеркальным отражением соседнего. Всё это находит отражение в следующих неизменных закономерностях:

  1. при пересечении двух полос одинаковой ширины образуется квадрат, если полосы разной ширины – прямоугольник с длинной стороной вдоль более узкой полосы;

  2. при пересечении двух полос одного цвета получается равномерно окрашенный прямоугольник, если полосы разного цвета – рубчатое чередование цветов;

  3. области сплошного цвета не могут находиться рядом, но разделяются смешанными; они могут располагаться лишь по диагонали от общей вершины;

  4. количество смешанных цветов растёт в сложной зависимости от количества основных, в соответствии с формулой: С = ½*(О2 – О), где С – число смешанных цветов, а О – основных. Таким образом, чем больше взято основных цветов, тем больше будет смешанных и прерывистых в итоговом тартане. Однако есть и субъективный момент, корректирующий этот эффект – это физический размер цветных областей: при пересечении двух красных нитей с двумя жёлтыми оптический эффект будет совсем иным, нежели если это будут полосы шириной по сантиметру каждая.


Эти иллюстрации из последней работы Дона Поттингера [Unicorn Pursuivant at the Court of the Lord lyon] показывают структуру основы, утка и получающегося при их комбинации узора. На рисунке ниже подобным образом изображён красный королевский тартан Стюартов.



Определение

Тартан это особая форма искусства и, условно, разновидность ткани – содержащая повторяющийся вытканный узор, образованный, минимум, двумя группами полосок, обычно, – каждая определённого цвета. Их последовательность одинакова в обоих направлениях ткани – с некоторыми исключениями – и в норме образует квадратный узор, обычно, но не обязательно, симметричный относительно определённых точек или нитей.

Эта схема образует узнаваемый узор, «sett», повторяющийся вдоль и основы, и утка ткани. Там, где пересекаются группы нитей различных цветов, получаются промежуточные оттенки и узор можно дополнить, добавив более тонких линий тех же или контрастных цветов. Это определение не относится к случаям воспроизведения тартанов в нетканой форме.

Как читать тартан

Существует два подхода к трансляции визуального образа тартана в знаковую форму: формальное кодирование по нитям и традиционное словесное описание. Первый возник совсем недавно - когда в XIX веке, в результате широкой популяризации тартанов, с одной стороны, их производство приобрело промышленные объёмы, с другой, они подверглись систематизации, стандартизации и учёту специально созданными организациями. И то, и другое потребовало точной передачи состава сетта, причём без необходимости каждый раз прикладывать образец. Этот способ применяется ныне в промышленности и различных реестрах. Выглядит это следующим образом: блазоникодируется элементарный участок сетта между двумя ближайшими поворотными осями - слева направо последовательно перечисляются участки нитей одного цвета с сокращённым (до одной-двух букв) указанием цвета и количеством подряд идущих нитей этого цвета. Например, приведённый выше Royal Stewart имеет код "R72 B8 Bk12 Y2 Bk2 W2 Bk2 G18 R8 Bk2 R4 W2".
Второй же подход по сути является объектным, это описание визуального впечатления, отражающее построение, а часто и историю (или значение, если оно подразумевалось автором, особенно в случае современных) данного тартана. Также, с помощью этого метода легко описывать отличия разных подвидов одного тартана или отличия между похожими тартанами разных кланов.
Обычно в источниках узор делят как бы на два слоя: верхняя (overcheck) и нижняя (undercheck) сетки. При этом подразумевается, что нижняя - это широкие полосы, основа тартана, а верхняя - как бы нанесённые поверх них тонкие линии (близкорасположенные пары одинаковых линий верхней сетки иногда могут называть колеёй - tramline). Такое описание уже напоминает геральдическое и используется шотландцами издавна и по сей день.



Ещё почитать:
О видах тартанов.
О сашах.





Исходная статья – © 2004 Scottish Tartans Authority.
Перевод и оформление – © 2009 Kaineuz.

Hosted by uCoz