Рождение тартанаКельты ткут тартановые твилы более трёх тысяч лет.Довольно громкое заявление, неправда ли? До относительно недавнего времени большинством историков, академиков и комментаторов считалось, что тратан это изобретение жадных коммерсантов XIX-XX веков, жаждущих набить свои кошельки. Ходили лишь слухи о гораздо более раннем их происхождении, но они оставались неподтверждёнными, пока Элизабет Барбер, американский археолог и историк тканей не исследовала мумии из Урумчи. Эта работа вывела на свет безупречные археологические доказательства. Иллюстрации для этой статьи нагло потырены из её книги "The Mummies of Ürümchi" (ISBN 0-393-04521-8). Когда старейшие из найденных тел легли в пески Таримского бассейна, около двух тысяч лет до н.э., Египетские пирамиды стояли уже полтысячелетия, но до наиболее известных фараонов - Рамзеса II и Тутанхамона - оставалось ещё примерно столько же; греки ещё не появились в Греции, а римляне в Италии; китайцы ещё не научились использовать металл, но уже вовсю одомашнивали шелкопряда, который позже даст имя величайшему караванному пути, который пройдёт как раз там, где были найдены эти мумии. Представляется, что эти люди по лицевому типу не были ни китайцами, ни монголоидами, они отчётливо выглядят, как европеоиды с высокими носами, глубокими круглыми глазницами, светлыми волосами, а мужчины - ещё и с тяжёлыми бородами. Раскопать китайцев в Центральной Азии второго тысячелетия до н.э. никто особо и не ожидал, но вот почему это не монголоиды? Археологами и лингвистами считалось, что монголоиды "всегда" целиком заселяли эти территории. Также, Центральная и Северная Азия считались родиной алтайской языковой группы, включающей монгольский, различные тюркские и тунгусские языки. Найти же здесь европеоидов было сюрпризом.
|
Никто не может сказать, когда день
превращается в ночь, но все знают 
разницу между днём и ночью.         
Edmund Burke (1729 – 1797).
Примерно так же и с тартаном – в том смысле, что никто не может сказать, когда клетка становится тартаном, но каждый знает разницу! Давайте начнём с объяснения Джэми Скарлета: Тартан соткан из нитей, пересекающихся под прямым углом, поэтому узор, получающийся в результате (sett), имеет прямоугольную форму. Он состоит из последовательности полос, которые, несмотря на то, что исключения нередки, обычно: во-первых, одинаковы как для основы ткани, так и для утка, во-вторых, описываются как полупериод по одному из направлений, повторяющийся далее в обратном порядке вдоль и поперёк ткани так, что каждый полупериод рисунка является зеркальным отражением соседнего. Всё это находит отражение в следующих неизменных закономерностях:
| ||
Эти иллюстрации из последней работы Дона Поттингера [Unicorn Pursuivant at the Court of the Lord lyon] показывают структуру основы, утка и получающегося при их комбинации узора. На рисунке ниже подобным образом изображён красный королевский тартан Стюартов.
|
||
Определение Тартан это особая форма искусства и, условно, разновидность ткани – содержащая повторяющийся вытканный узор, образованный, минимум, двумя группами полосок, обычно, – каждая определённого цвета. Их последовательность одинакова в обоих направлениях ткани – с некоторыми исключениями – и в норме образует квадратный узор, обычно, но не обязательно,
симметричный относительно определённых точек или нитей.
Эта схема образует узнаваемый узор, «sett», повторяющийся вдоль и основы, и утка ткани. Там, где пересекаются группы нитей различных цветов, получаются промежуточные оттенки и узор можно
дополнить, добавив более тонких линий тех же или контрастных цветов. Это определение не относится к случаям воспроизведения тартанов в нетканой форме. | ||
Как читать тартан | ||
Существует два подхода к трансляции визуального образа тартана в знаковую форму: формальное кодирование по нитям и традиционное словесное описание. Первый возник совсем недавно - когда в XIX веке, в результате широкой популяризации тартанов, с одной стороны, их производство приобрело промышленные объёмы, с другой, они подверглись систематизации, стандартизации и учёту специально созданными организациями. И то, и другое потребовало точной передачи состава сетта, причём без необходимости каждый раз прикладывать образец. Этот способ применяется ныне в промышленности и различных реестрах. Выглядит это следующим образом: Второй же подход по сути является объектным, это описание визуального впечатления, отражающее построение, а часто и историю (или значение, если оно подразумевалось автором, особенно в случае современных) данного тартана. Также, с помощью этого метода легко описывать отличия разных подвидов одного тартана или отличия между похожими тартанами разных кланов. Обычно в источниках узор делят как бы на два слоя: верхняя (overcheck) и нижняя (undercheck) сетки. При этом подразумевается, что нижняя - это широкие полосы, основа тартана, а верхняя - как бы нанесённые поверх них тонкие линии (близкорасположенные пары одинаковых линий верхней сетки иногда могут называть колеёй - tramline). Такое описание уже напоминает геральдическое и используется шотландцами издавна и по сей день. |
О видах тартанов. |
О сашах. |
Исходная статья – © 2004
Scottish Tartans Authority.
Перевод и оформление – © 2009 Kaineuz.