Пара слов об окраске тартанов

В стародавние времена тогдашние тартаны, например Falkirk (см. рис. слева), ткались из шерсти естественных её цветов, то есть нитки не красились вообще. Когда же появились красители, стало возможно создавать гораздо более интересные узоры.
Краски делались из лишайников, коры деревьев, корней, листьев и ягод различных растений. Подготовка шерсти выглядела так: сначала её чистили и мыли, потом замачивали в щелочном расворе из золы морских водорослей. Промытая шерсть - до или после прядения - погружалась уже в раствор красителя. Чтобы получить который, растительное сырьё долгое время (до 14 дней) кипятилось в воде, отдавая ей требуемые вещества. Чтобы ткано не линяла, окраску закрепляли специальными добавками-стабилизаторами своими для каждого цвета. Чаще всего это были сложные соли алюминия, железа, меди.. В некоторых случаях без этих добавок краску вообще нельзя было получить уже на стадии экстрагирования.

Самое замечательное в этих рецептах - со всеми их сложностями - то, что они были открыты. Окраска ткани - занятие экспериментальное, и успех в ней - часто - дело везения. Краситель, получающийся из конкретного растения, может зависеть от времени, когда растение было собрано, от типа почвы, на которой оно росло, а также от климата местности. Тип химической добавки тоже может очень сильно влиять на получаемый цвет. Например, верхушки цветков вереска дают жёлтый цвет, если добавлялся алюминий, и тёмно-жёлтый, если добавлен хром. Листья же с хромом дают золотую окраску, с медью зелёную, а с железом тёмно-зелёную.
Другой важный краситель, веками использовавшийся в Шотландии, - кармин. Его получали из сушёных тушек самок насекомого кошенили (Dactylopius Coccus), паразитирующего на различных растениях - от кактуса до земляники. Будучи обработанным слабой щёлочью и солью алюминия, такой порошок даёт красивый красный цвет. Им же красили сукно, идущее на изготовление традиционных английских армейских мундиров. Соли же кальция позволяют получить более нежные оттенки.

К сожалению, натуральные красители нельзя производить в промышленных масштабах, поэтому с ростом объёмов торговли в XVIII веке местные красители стали замещаться привозимыми из более тёплых краёв. Так, к 1700-м индиго, самый дорогой натуральный синий краситель, регулярно завозился из Италии через Голландию, где использовался уже с XVI века.

Красильное производство очень сильно изменилось с открытием красящих веществ, которые можно получать из нефти дёшево и в больших количествах. Первым из них был мовеин (пурпурный пигмент анилинового ряда), открытый в 1856 году Перкинсом. В течение следующих тридцати лет химики нашли множество подобных веществ, а новых на их основе создали ещё больше.
Цвета искусственных красок получались ярче и чище натуральных и не выгорают со временем, поэтому иногда производители ткани стараются выпускать тартаны, соответствующие оригиналу не только названиями цветов, но и их реальным внешним видом. Таким тартанам к имени клана добавляют слово "ancient" или "muted" - в противовес ярким современным краскам "modern". Также, можно встретить новую ткань, выглядящую, как будто она выцвела под солнцем и дождями Хайланда, тогда она будет называться "weаthered" или "faded".




Источник: www.tartans.scotland.net.
Перевод и оформление – © 2011 Kaineuz.
Hosted by uCoz